понедельник, 2 марта 2015 г.

Более 50% лидеров глобального бизнеса считают Россию перспективным объектом вложений

Международные инвесторы по-прежнему считают Россию перспективным объектом вложения капитала и намерены быстро вернуться в страну в случае отмены западных санкций, пишет "Finansial Times".
Она ссылается на опрос 500 руководителей крупнейших глобальных компаний и финансовых институтов, проведенных американской консультационной компанией "AT Kearney". Им было предложено назвать наиболее перспективные рынки с точки зрения инвестиций.
"Более половины из 500 лидеров глобального бизнеса, опрошенных вашингтонской консультационной фирмой "AT Kearney", планируют увеличить инвестиции в Россию "в значительных или умеренных масштабах" в течение 2015 года, если завершится конфликт на Украине, санкции будут сняты, а геополитическая напряженность ослабнет", - пишет газета.
"Несмотря на нынешнюю неразбериху, 50% до сих пор считают, что обстановка для инвестиций в России является перспективной", - отмечает издание.
Оно поясняет, что снижение котировок российских ценных бумаг и падение курса рубля делают российские активы привлекательными для инвесторов.
"Банки, такие как "Coutts"и сингапурский DBS, рассматривают цену российских акций как низкую в сравнении с историческими прецедентами, при том, что соотношение цены акций к прибыли упало ниже уровня дивидендов, что обычно является сигналом к тому, чтобы начать покупать эти бумаги", - отмечает «Financial Times».
Несмотря на такие результаты, Россия второй год подряд не смогла войти в число 25 стран, являющихся крупнейшими получателями иностранных инвестиций. В 2011 году РФ занимала в этом списке 11-е место, в 2005 - шестое.
По данным "Financial Times", в 2014 году в России была начата реализация 178 новых проектов с участием иностранных инвесторов стоимостью в 13 млрд. долларов. В 2011 году таких проектов было 396 на сумму в 23 млрд. долларов.
Газета приводит мнение аналитика британского Standard Bank Тимоти Эша, который считает, что Россия не привлекает инвестиции из-за неясных перспектив и "ужасных" отношений с Западом. "Однако многие инвесторы мечтают снова вести бизнес, как всегда, потому что в течение последнего десятилетия они получали хорошую прибыль", - сказал он.

Промышленности РФ не ожить без реформ, господдержки и Запада - ВШЭ

МОСКВА (Рейтер) - России придется поддержать промышленность за счет налогоплательщиков на время смены источников роста с внешних на внутренние, но полное восстановление роста невозможно в изоляции от западных технологий и специалистов и без преодоления кризиса в отношениях государства и бизнеса, полагает глава центра исследований Высшей школы экономики.
"Следует обратить внимание, что ожидания респондентов относительно инвестирования своих предприятий в 2015 году еще более пессимистичны, чем в 2014 году", - сообщил Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по итогам анализа состояния инвестиционного климата на промышленных предприятиях России в 2014 году на основе опросов более 10.000 руководителей организаций, проводимых Росстатом ежегодно.
Для возрождения промышленности необходимо восстановление инвестиций, что в нынешней макроэкономической и политической ситуации "крайне затруднительно" без государственной поддержки, говорится в комментарии директора Центра Георгия Остапковича.
"Для мобилизации инвестиционного потенциала и выхода на траекторию устойчивого долгосрочного роста необходимы кардинальные перемены и структурные реформы", - добавляет он.
"Перестройка экономической модели развития должна основываться на внутренних источниках роста, стратегически важным из которых является импортозамещение... Причем данный процесс должен проходить в рамках существующих принципов международной экономической интеграции, не исключая трансфер технологий и привлечения иностранных инвестиций и специалистов на стадии новых для России научных разработок".
Начало активного сворачивания инвестиций в российский бизнес совпало с обострением отношений Кремля с Западом после аннексии Крыма год назад. Исследователи ВШЭ отмечают, что, по данным опроса Росстата, в 2014 году по сравнению с предыдущим годом число предприятий, которые осуществляли капитальные инвестиции, сократилось до 94 с 97 процентов в добывающем секторе и до 82 с 84 процентов - в обрабатывающем.
Особенно ослабление капиталовложений прослеживалось в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак (с 71 процента в 2013 году до 68 процентов компаний), целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них (с 91 до 83 процентов), а также транспортных средств и оборудования (с 95 до 91 процента).
Одновременно, исследование выявило предприятия, руководители которых в 2014 году вообще не осуществляли капиталовложения и не собираются делать это в краткосрочной перспективе. Прежде всего, это было замечено в текстильных и швейных производствах, издательской и полиграфической деятельности, производстве машин и оборудования, распределении электроэнергии.
По данным Росстата, 2014 год стал одним из самых неблагоприятных периодов для инвестиций в основной капитал за последние десять лет: помесячная динамика инвестиций почти весь год оставалась отрицательной (темпы снижения по итогам года составили 2,4 процента), причем по итогам января-ноября 2014 года было зафиксировано максимальное снижение в 4,8 процента.
По мнению Остапковича, изначально ослабленный потенциал и специфичный менталитет российского инвестора, высокий градус внешнеполитической напряженности и расширяющийся список санкционных ограничений погрузили и без того невыразительный инвестиционный процесс в анемичное состояние.
"Из-за неопределенности экономической ситуации, повышенной волатильности на валютном рынке и, мягко говоря, не очень благоприятного предпринимательского климата, зачастую финансовые средства, в теории предназначенные для инвестирования, переводились до лучших времен на отсидку за рубеж или перебрасывались на фонд оплаты труда", - сказал он.
Обострившаяся макроэкономическая конъюнктура выступила самым отягчающим фактором, повлияв на перспективы 2015 года и первоначальные возможности запуска инвестпроцессов.
Сужение доступа российских компаний к международным финансовым ресурсам и жесткая внутренняя денежно-кредитная политика на фоне снижения национальной валюты и инфляционных ожиданий обострили риски и спровоцировали кризис доверия между всеми существующими и возможными участниками инвестиционных программ, заключает Остапкович.

(Елена Фабричная)

воскресенье, 1 марта 2015 г.

РФ рискует потратить до 80% Резервного фонда в 2015 году

Россия потратит в этом году больше половины Резервного фонда на покрытие разбухшего дефицита бюджета, а в случае реализации всех рисков к концу года в фонде останется лишь шестая часть 5,9 триллиона рублей, сообщил Минфин, предупредив, что текущий кризис долгосрочный и его не получится "просто проскочить" на подушке безопасности, как предыдущий.
Ведомство подготовило и 4 марта внесет в правительство поправки в федеральный бюджет на 2015 год, которые предполагают увеличение дефицита до 2,7 триллиона рублей, или 3,7 процента ВВП, с 430,7 миллиарда рублей, или 0,6 процента ВВП. В 2009 году бюджет был исполнен с дефицитом 0,6 процента ВВП, в 2010 году - 3,9 процента ВВП.
Бюджет на 2015 год был сверстан из расчета давно не актуальной цены на нефть в $100 за баррель, исходил из роста экономики на 1,2 процента и инфляции на уровне 5,5 процента.
В конце января Минэкономразвития во второй раз с момента принятия закона о бюджете-2015 пересмотрело макропрогноз - структурные проблемы экономики, усугубленные эскалацией конфликта на Украине, санкциями в отношении России и падением цен на нефть, вынудили ведомство резко ухудшить все основные показатели развития РФ.
Теперь в прогнозе заложена цена на нефть $50 за баррель, падение ВВП на 3,0 процента, инфляция 12,2 процента.
В этих условиях доходы бюджета, по оценке Минфина, составят 12,5 триллиона рублей, или 17 процентов ВВП, вместо запланированных в законе 15,08 триллиона рублей (19,5 процента ВВП).
"Это худший показатель за все 15 лет последних. Меньше доходов в ВВП у нас не было на протяжении 15 лет", - сказала первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко на коллегии Казначейства.
СОКРАЩЕНИЯ "НЕ УСПОКАИВАЮТ"
В результате долгих согласований с министерствами и ведомствами Минфину удалось сократить расходы внутри бюджета на 1,07 триллиона рублей, сообщила Нестеренко, добавив, что Минфин "этот результат не успокаивает".
Экономия достигнута за счет отказа от новых строек, переноса части инвестиционных расходов, пропуска индексации зарплат бюджетникам, сокращения трат на материнский капитал.
Однако реальное сокращение расходов по сравнению с заложенным уровнем в бюджете составит еще меньше из-за дополнительных расходов, связанных, в частности, с необходимостью индексации пенсий по фактической инфляции, увеличением стоимости обслуживания долга.
"Сальдо между минусом и плюсом дает нам в целом сокращение расходов от бюджета около 350 миллиардов рублей", - сказала Нестеренко.
В итоге расходы российского бюджета составят 15,2 триллиона рублей, или 20,8 процента ВВП, что является самым высоким историческим показателем без учета 2009 года, сказала замминистра. В законе о бюджете расходы были установлены в размере 15,51 триллиона рублей, или 20,0 процента ВВП.
Без принятых решений о сокращении расходов дефицит бюджета в 2015 году составил бы 4,7 процента ВВП, сообщила замминистра.
НАДЕЖДА НА СТАБФОНД
Минфин будет просить разрешение увеличить сумму трат из Резервного фонда до 3,1 триллиона рублей на покрытие дефицита, сказала Нестеренко.
В законе о бюджете-2015 предусмотрена возможность потратить из Резервного фонда до 500 миллиардов рублей, однако еще в прошлом году Минфин признал, что этой суммой ограничится не удастся.
"В проекте федерального бюджета на 2015 год в источниках финансирования дефицита заложено использование средств Резервного фонда на 3,1 триллиона рублей. Кроме того, мы полагаем, что около 500 миллиардов рублей у нас есть риски по источникам. С учетом рисков его использование может составить 3,6 триллиона рублей", - сообщила Нестеренко журналистам.
По ее словам, Минфин намерен координировать вывод средств Резервного фонда из золотовалютных резервов с действиями ЦБ, в том числе сроки вывода средств из ценных бумаг.
Резервный фонд РФ на 1 февраля 2015 года составлял 5,86 триллиона рублей, что эквивалентно $85,09 миллиарда. Максимальные риски могут сократить объем резервного фонда и до 1,0 триллиона рублей к концу года.
"Если мы начинаем тратить Резервный фонд, то, по нашим прогнозам, мы выйдем на конец года примерно с 1 триллионом рублей ресурсов Резервного фонда. Это максимальные риски..."
"Есть такие риски, включая риски по доходам и по источникам финансирования бюджета. Это еще вопросы снижения заимствований, обсуждается увеличение предоставления кредитов субъектам, вопросы цены на нефть и то, что доходы пойдут вниз", - сказала она.
Санкции, снижение суверенного рейтинга международными агентствами закрыли для России выход на внешние рынки, и Минфин в поправках к бюджету убрал поступления от планируемого размещения еврооблигаций на $7 миллиардов.
ЭТО НАДОЛГО
По словам Нестеренко, задача властей сейчас не только в балансировке бюджета 2015 года, но и создании устойчивой финансовой системы в средне- и долгосрочной перспективе, а для достижения этой цели без структурных реформ не обойтись.
"Текущий кризис отличается от предыдущего, мы не можем его сейчас просто проскочить, это - долгосрочно... Ситуация очень сложная. Мы не пройдем без структурных реформ. Мы, Минфин, вполне серьезно говорим о необходимости изменения пенсионного возраста. Мы смотрим везде, какими решениями можно привести в новое равновесное состояние финансовую систему".

По предварительной оценке Минфина, федеральный бюджет РФ в январе был исполнен с дефицитом 277,9 миллиарда рублей, или 5,7 процента ВВП, по сравнению с профицитом в размере 466,0 миллиарда рублей, или 9,3 процента ВВП, в январе прошлого года.